Процесс производства фарфора

Каждая статуэтка из фарфора проходит длинный путь от создания модели до готового изделия. Мы постарались вкратце описать основные этапы создания фарфоровых статуэток.
Создание модели
Обычно, когда речь идет о статуэтках, мы лепим модель из пластилина. Это наиболее удобный материал для создания первой черновой модели. Далее модель переводят в твердый материал и дорабатывается. Традиционно в качестве твердого материала используется гипс.

В случае, если нужно создать модель предметов интерьера, например, похожих по форме на вазу, ее сразу вытачивают из гипса и уже дорабатывают.

Сейчас мы стараемся переходить на создание 3д моделей.
Изготовление гипсовых форм
После создания модели снимает первая "черновая" форма. Затем отливается и дорабатывается модель. Уточняют детали или выглаживают поверхность. И только потом снимают "чистовые" формы.

Почему использую гипс для изготовления форм?
- гипс пористый материал, он может впитывать влагу из фарфорового шликера во время отливки. Благодаря этому свойству, на стенках формы "нарастает" масса. Так формируется изделие.
Отливка из фарфора
Фарфоровый шликер - это жидкая фарфоровая масса (определенные виды глин + вода).

Шликер заливают в формы и оставляют на необходимое количество времени для образование стеночки внутри формы.

Далее лишнюю массу сливают и оставляют на некоторое время, не раскрывая, подсохнуть.

Сложные статуэтки состоят из нескольких деталей. Каждую деталь отдельно отливают.

Склеивание частей фигурки и обработка изделия
Наступает время раскрыть формы. К этому моменту наша отливка немного подсохла и ее можно достать. Она еще сырая, но уже держит форму.

Как мы уже говорили, сложные статуэтки состоят из нескольких деталей. Все элементы фигурки необходимо соединить, пока детали не высохли.

После соединения фигурку оставляют подсохнуть на 1-2 дня, а затем обрабатывают поверхность, убирают швы, корректируют детали.

Это очень ответственный этап, потому что фигурка сейчас очень хрупкая: немного сильнее нажал и она может сломаться у вас в руках.
Глазурование
После утильного обжига изделие обычно покрывают глазурью. Не покрытый глазурью фарфор называют "бисквитом".

Глазури подбирают под определенный фарфор и необходимые задачи.

Глазури бывают:
  • на разную температуру
  • разного цвета (цветные, прозрачные, белые)
  • эффектарые (глазурь с необычными узорами разных цветов и фактур)
Обжиги
Каждая фигурка из фарфора проходит несколько обжигов.

Обжиги бывают:
  • утильные
когда фигурку обжигают на невысокую температуру ~800-900 С.

  • на высокую температуру (политой обжиг)
мы используем фарфор, который обжигают на 1220-1260 C.

  • Покрасочный обжиг
обычно это обжиг на невысокую температуру 800-900 С. Таких обжигов может быть несколько.

  • Обжиг золота
Золото обжигают отдельно, после основной росписи.
Роспись
Фарфор расписывают специальными материалами, выдерживающими обжиг.

Обратим внимание только на те, которые используем мы:

  • подглазурные краски
Наносятся на утильный черепок, а после покрывают глазурью и обжигают на высокую температуру.

  • надглазурные краски
Наносятся на глазурь, иногда на бисквит

  • препарат золота
Наносят исключительно на глазурь, обжигают отдельно

Все краски необходимо обжигать отдельно.